Потери федеральных сил
Непосредственно
после завершения войны в штабе Объединённой группировки федеральных сил
приводилась следующая статистика (13 октября 1996): погибших — 4103 пленных/пропавших без вести/дезертиров — 1231 раненых — 19 794
Таким образом, безвозвратные потери на тот момент оценивались в 5334 человека.
Уточнённые данные приведены в книге «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», вышедшей в 2001 году: погибших — 5042 пропавших без вести — 510 раненых, контуженных, травмированных — 16 098
В
целом безвозвратные потери федеральных сил составляют 5552 человека, в
том числе 3680 военнослужащих Вооружённых Сил РФ и 1872 человека от МВД и
других ведомств. При этом очень низок процент небоевых потерь: за всю
войну погиб в различных происшествиях и умер от болезней всего 191
человек, то есть около 4 % от общего числа погибших (в современных
военных конфликтах небоевые потери обычно составляют 10—20 % от общих).
По данным Союза комитетов солдатских матерей, в 1994—1996 годах в Чечне погибло около 14 тыс. военнослужащих.
По оценкам источников чеченских боевиков, потери федеральных сил в Первой чеченской войне составили до 80 тыс. человек убитыми.
Потери чеченских боевиков По
данным федеральных сил, на 15 августа 1996 года в ходе боевых действий в
Чечне безвозвратные потери незаконных вооружённых формирований (то есть
возможно, что не только убитыми, но и пленными) составляли 17 391
человек.
Источники чеченских боевиков сообщают, что потери их
формирований в ходе войны достигают 3800 человек погибшими. В то же
время Аслан Масхадов в 2000 году упомянул о 2870 погибших боевиках в
Первой чеченской войне.
Потери мирного населения
В
январе 1996 года заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир
Рубанов в интервью информационному агентству «Интерфакс» заявил, что
никакой официальной статистики жертв среди мирных жителей Чечни не
существует, есть лишь оценка правозащитников — 25—30 тыс. погибших. В
1997 году, накануне подписания российско-чеченского договора, начальник
Отдела демографической статистики Госкомстата РФ Борис Бруй обратился в
Международный Комитет Красного Креста за оценками потерь гражданского
населения Чечни (что подтверждает отсутствие официальной статистики по
этому вопросу). МККК перенаправил его в правозащитный центр «Мемориал».
Таким образом, обнародованные впоследствии данные Госкомстата о 30—40
тыс. погибших мирных жителей в Первой чеченской войне основываются на
информации российских правозащитников.
В то же время некоторые
ведомства, судя по всему, имели собственные оценки числа погибших. В
конце 1995 года в статье И. Ротаря «Чечня: давняя смута» (Известия. — №
204. — 27 ноября 1995. — С. 4) со ссылкой на МВД РФ приводилась
информация, что за год боевых действий погибло около 26 тыс. человек, из
них 2 тыс. российских военнослужащих и 10—15 тыс. боевиков, остальные —
мирные жители (то есть от 9 до 14 тыс.).
Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне Вертолёты Ми-8 14
декабря 1994 — Ми-8 (325-й отдельный вертолётный полк). Подбит огнём с
земли в районе Нового Шароя, выполняя полёт с грузом продуктов и
медикаментов. Совершил вынужденную посадку; два члена экипажа убиты
противником на земле, третий умер в плену от ран.
Ми-8, сбитый 14 декабря 1994 года 20
декабря 1994 — Ми-8МТВ-2 (ВВ МВД). Сбит выстрелом из РПГ во время
эвакуации потерь в районе станицы Петропавловская. Погибли 5 человек.
5
января 1995 — Ми-8 (ВВ МВД). Сбит выстрелом из РПГ в районе
Каргалинской плотины, выполняя атаку наземных целей. Погибли 4 члена
экипажа. Ми-24 25 января 1995 — два Ми-24В (178-й отдельный
боевой вертолётный полк). Вертолёты столкнулись с землёй, выполняя
боевой вылет на малой высоте в сложных метеорологических условиях. Оба
экипажа (6 человек) погибли.
30
апреля 1995 — Ми-24. Вертолёт повреждён зенитным огнём в районе Гиляны
во время перемирия по случаю 50-й годовщины Победы над Германией.
Совершил вынужденную посадку на территории Дагестана. Экипаж не
пострадал, машина списана.
24
мая 1995 — Ми-24 (55-й отдельный боевой вертолётный полк). Потерян в
районе Чечен-Аул в результате технической неисправности или огня с
земли. 3 члена экипажа погибли.
4
июня 1995 — Ми-24 (367-й отдельный транспортно-боевой вертолётный
полк). Сбит огнём с земли в районе Ножай-Юрт. Оба члена экипажа
командир, капитан А.Н. Карпов и лётчик-оператор, лейтенанта В.А.
Хохлачёв — погибли.
9
июня 1995 — Ми-8МТ (325-й отдельный вертолётный полк). Сбит огнём с
земли в районе Шарой. Погибли 2 (по другим данным, 3) члена экипажа.
11 июня 1995 — Ми-8. Вертолёт подбит огнём ЗУ-23-2 в районе Шатоя и сгорел после падения. Экипаж выжил.
27
сентября 1995 — Ми-8МТ. Сбит огнём с земли при заходе на посадку в
Ханкале с ранеными на борту. Один из пассажиров умер от полученных
ранений.
5 декабря 1995 —
Ми-24 (112-й отдельный транспортно-боевой вертолётный полк). При
сопровождении вертолёта Ми-8 столкнулся с землёй по неизвестной причине в
районе Карабулах (Ингушетия). Оба члена экипажа погибли.
14 декабря 1995 — Ми-24. Подбит огнём с земли и предположительно потерян. Оба члена экипажа спасены.
9 января 1996 — два Ми-8МТВ-2. Уничтожены на аэродроме Кизляр (Дагестан) боевиками Салмана Радуева.
14 апреля 1996 — Ми-8 (70-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит огнём с земли в районе Виноградное. Погибли 4 человека.
29
мая 1996 — Ми-8МТВ (10-я отдельная авиационная эскадрилья). Уничтожен
управляемой ракетой на земле при выполнении специального задания.
Погибли 2 человека.
20 июня 1996 — Ми-8МТ. Сбит в районе Черентой. Погиб 1 член экипажа, капитан Д. Орехов. 6
августа 1996 — три Ми-8. Все три вертолёта подбиты огнём с земли и
сгорели после вынужденных посадок в Грозном в первый день операции
«Джихад». Из состава экипажей погиб 1 человек.
Самолёты Су-24 3
февраля 1995 — Су-24М. Столкнулся с горой в плохих метеорологических
условиях юго-восточнее станицы Червлённая. Оба члена экипажа погибли.
4
февраля 1995 — Су-25 (368-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём
ЗСУ-23-4 в районе Чечен-Аул. Пилот Николай Баиров катапультировался и
был объявлен пропавшим без вести (позже признан погибшим); посмертно
удостоен звания Героя России.
4
февраля 1995 — Су-25 (368-й отдельный штурмовой авиаполк). Самолёт
осуществлял прикрытие Баирова после его катапультирования и подбит
зенитным огнём. Пилоту удалось вернуть машину на аэродром, однако она не
восстанавливалась. Позднее отреставрирована и в 2002 году поставлена в
г. Будённовске в качестве памятника. Су-25 (в окраске ВВС Чехии) 5
мая 1995 — Су-25 (368-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём ДШК в
районе Беноя во время перемирия по случаю 50-й годовщины Победы над
Германией. Пилот погиб.
4 апреля 1996 — Су-25 (368-й отдельный штурмовой авиаполк). Подбит огнём ЗУ-23-2. Пилот катапультировался и спасён.
|