БТР-70
Бронетранспортер БТР-70
был принят на вооружение приказом МО СССР № 0141 от 21 августа 1972
года. Работами по созданию этой машины руководил главный конструктор
И.С.Мухин. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 года, а с
1981-го — на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО
«ГАЗ». 23 февраля 1981 года здесь был собран первый БТР-70. В
процессе серийного производства конструкция и внешний облик
бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Тем не менее машины
разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так,
на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью
идентичная таковой у БТР-60ПБ. Однако уже вскоре на ней появилось первое
внешнее отличие — прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения
башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе
обзора (наблюдение по курсу машины стрелок ведет из башни через прицел
ПП-61АМ). Прибор установлен в левой части крыши башни. У автора нет
данных о том, с какого момента начал устанавливаться прибор ТНПТ-1. Но,
во всяком случае, в действующей конструкторской документации по
состоянию на 1 апреля 1979 года он уже был.
На
машинах, участвовавших в параде в Москве 9 мая 1985 года, можно было
увидеть прибор наблюдения ТНП-205 в левой боковой стенке башни. На
машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка
БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2,
обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы. Такие бронетранспортеры
прошли по Красной площади в Москве 7 ноября 1986 года. Это, кстати, был
последний парад в Москве с участием БТР-70. Помимо
изменений в конструкции башни у машин разных выпусков заметны и
отличия, правда небольшие, в конструкции корпусов. Так, например, у БТР-70
поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше
корпуса. В самом конце производства машины стали оснащать
волноотража-тельными щитками, металлическими задними буферами и
ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80 — следующей модификации бронетранспортера.
На базе БТР-70 были разработаны и выпускались малыми сериями модификации специального назначения: командирские БТР различного уровня; безбашенная машина радиосвязи БТР-70МС; машина с аппаратурой РЭБ; командно-штабная машина БТР-70КШМ
и подвижной командный пункт. Последний образец вместо штатной оснащался
башней ТКБ-0149 с 7,62-мм пулеметом ПКТ. В 1968 — 1973 годах в ЦНИИ
«Буревестник» (головном НИИ по артвооружению среднего и крупного
калибра) были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55
«Жало-Б» и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С».
Последняя представляла собой вращающуюся башню с орудием, установленную
на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере
пришлось ликвидировать десантное отделение. Обе системы успешно прошли
полигонные испытания, но на вооружение не принимались. Дело в том, что
бронепробива-емость 85-мм подкалиберного снаряда была в 1,5 раза меньше,
чем у 125-мм танковой пушки Д-81. Видимо это и послужило основной
причиной прекращения работ над пушками «Жало». Опытный образец 2С14
находится сейчас в танковом музее в Кубинке. В опытном порядке на базе БТР-70
в ЦНИИ «Буревестник» было разработано и 120-мм САО с баллистикой орудия
«Нона-С», на основании которого, при научном руководстве института.
Опыт эксплуатации БТР-70 (по сути, улучшенной версии БТР-60)
в войсках выявил ряд недостатков, которые послужили основанием для
отказа от продолжения серийного выпуска этой машины. В первую очередь —
это большой объем технического обслуживании и ремонта двух моторных
установок и сложной трансмиссии, что было характерным и для БТР-60ПБ. В
этом плане БТР-70 недалеко ушел от своего
предшественника. Ко всему, добавились также и проблемы с эксплуатацией
двухступенчатого водометного движителя, который при плавании достаточно
часто забивался водорослями, торфяной жижей и т.п.
Помимо Советской Армии в 1980-е годы БТР-70 состояли еще на вооружении Национальной народной армии ГДР. Немцы переделали некоторое количество БТР-70
в машины химической разведки. По советской лицензии эта машина с конца
1970-х годов под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии, правда в
ограниченных количествах. На 1990 год было выпущено только 154 машины
этого типа. ТАВ-77 был идентичен БТР-70, за исключением ПУ ПТУР «Малютка», смонтированной на стенке башни.
Источник: http://vooruzenie.ru/ |